Посмотрев множество картин Майкла Паркса, я пребывала в некоторой приятной расстеряности: какие, собственно, выбрать для обзора. Практически все они хороши. А многие из них просто исключительно хороши. Цельные, с сильным эмоциональным и чувственным зарядом, выполненные в манере, напоминающей картины Сальвадора Дали (подчеркну - только напоминающей, но не копирующей), картины буквально завораживают, ими хочется любоваться не торопясь, всматриваясь в каждую деталь.
Наибольшее впечатление на меня произвели работы, созданные, вероятно, в одном тематическом и стилевом ключе. Фантасмогории, в которых образы заведомо фантастические реальны, достоверны, образы же и формы собственно реалистичные, напротив, не более чем условность, мираж. К примеру, поразительный карлик, который во многих картинах художника выписан как центральный персонаж. Вот уж действительно фантастическое создание. Тем не менее, именно его образ, как мне кажется, является смысловым центром, средоточием мощного аллегорического подтекста и воплощением авторского замысла. Карла - художник, и каким он представляет мир, таким он его и создает. Он - творец, мудрый, лукавый, порочный и печальный. Он знает то, что неведомо никому, и он устал от этого знания.
Условность созданного мира подчеркивается весьма своеобразно. На картинах почти нет размытых форм и линий, мало пейзажей. Зато хотя бы одна, но геометрически правильная фигура непременно есть. Мраморный куб либо прямоугольник, колонна либо площадка в форме полукруга, круг либо трапеция. Художник играет с четкими линиями и формами как его душе угодно. Висит, к примеру, прямоугольная глыба в пространстве. Или перпендикулярно вертикальной плоскости в форме круга натянут канат, на одной его стороне - танцовщица, а на другой - маленький тигренок. Или карлик держится в воздухе только на двух скрещенных линиях. Собственно благодаря таким "допущениям" и достигается удивительная гармония этого мира. Ведь фантастические создания существуют в нем, следовательно по отношению к нему они более чем реальны, а по отношению к нам более чем ... условны?
Наталья Бережная
|