Когда два писателя с достаточно известными именами, да еще столь
непохожие
по стилю и тематике, берутся писать в соавторстве, ясно, что книга
должна
будет привлечь внимание всех поклонников творчества и того, и другого
автора -
а так же значительную часть тех читателей, кто об этих авторах только
слышал.
Издательство "ЭКСМО", известное своим коммерческим нюхом, явно
учитывало этот
фактор. Да, возможно, что и соавторы - тоже. Впрочем, столь же
возможно, что
им просто захотелось похулиганить. Во всяком случае, созданный ими
совместно
мир получился весьма непривычным для взгляда любителя традиционной
фэнтези.
Нет, поначалу все было как обычно - наш мир или Изнанка, мир
Прирожденных,
о котором известно только то, что оттуда пришли маги и оттуда же
периодически
случаются нашествия, предположительно угрожающие гибелью Срединному
Миру. Ну
и, наконец, сам Срединный, Истинный Мир - волшебная страна, где
когда-то
правили могущественные Драконы, а сейчас властвуют героически
изгнавшие их
кланы Магов, где живут люди, эльфы и гномы. Только вот имена и
фамилии эти
люди (да и маги) носят по большинству своему вполне российские,
причем не
какие-нибудь кондово-пиругово-древнеславянские, а вполне себе
современные. И
то правильно, не все же фэнтезийным героям обзываться всякими там
Эриками,
Артурами и Саймонами - и это в мирах, где про страну Англию никто и
слыхом-то
не слыхивал. В Срединном Мире, по крайней мере, про Россию слыхали
многие - а
кое кто из обитателей оттуда и ведет свое происхождение. Вон, к
примеру,
тихонечко так плывет по каналу баржа, движимая волшебным течением, а
на носу
ее возвышается длинноволосый молодой человек в эльфийском плаще из
черной
занавески - только деревянного меча не хватает. Тоже наш
соотечественник,
толкиенист Николай, в миру именуемый Эленельдилом. (один мой знакомый
за это
имя очень на авторов обиделся...). В нашем-то мире этот парнишка
считал себя
эльфом, ходил с тем самым деревянным мечом, а попав с Изнанки в
Срединный Мир,
обнаружил, что настоящим эльфам он низачем не нужен. Посему молодой
человек,
как это поется в песне одного известного московского барда и тоже
фантаста
"дом купил, завел хозяйство и женился на вдове" - вот и процветает
сейчас,
совсем обуржуазился, а эльфийский оркестр у него по вечерам в саду на
лютнях
играет, для услаждения слуха. Что вызывает сдержанно-порицающее
возмущение
авторов: дескать, у нас был романтиком, а здесь стал обыкновенным
делягой.
Удивительно, но до настоящего времени всегда и все обвиняли
толкиенистов и
ролевиков как раз в обратном - в эскапизме и неумении жить реальной
жизнью. А
здесь же - видимо, для разнообразия - диаметрально противоположный
наезд, так
сказать "критика слева". Впрочем, может быть, Перумов и Лукьяненко -
тоже
толкиенисты?
Впрочем, мир этот напоминает скорее не Толкиена, а другого писателя,
у нас
в стране не менее знаменитого. Эльфы здесь совершенно неправильные и
больше
похожи на цыган, зато вот гномы - настоящие, колоритные и гномовитые
(это
Перумов, судя по всему, любит гномов, а Лукьяненко - не любит
эльфов). Главное
достижение и гордость местных гномов - Путь, а выражаясь на
современном
русском языке (который здесь вместо Всеобщего) - стратегическая
железная
дорога, тянущаяся от Серых Пределов к самому Морю. Самая нормальная
железная
дорога - с дымящими паровозами, скрипучими битком набитыми вагонами,
чистенькими станциями с отдельными "депутатскими" залами (для Магов).
И
названия станций вполне среднерусские: Луга, Рянск, Хорек. Вот только
станции
Мост еще не хватает...
И вот в этот-то чистый, достаточно благополучный и во многом очень
даже
симпатичный мир попадает наш современник, москвич Виктор, доселе ни
магией, ни
фэнтези не увлекавшийся и в ролевые игры не игравший. Попадает,
ведомый
тринадцатилетней волшебницей Тэль - непонятным способом и с
совершенно
непонятными целями. Впрочем, есть уже в этом мире и те, кто эти цели
знает -
или считает, что знает. Во всяком случае, за голову Виктора сразу же
разгорается немалых масштабов драка между двумя могущественнейшими
кланами
магов, в которой ему остается только уворачиваться и недоуменно
крутить этой
самой головой - поскольку клан Воды, поначалу собиравшийся его
уничтожтить,
неожиданно встает на его защиту от другого клана, клана Воздуха.
Между тем, все здесь имеет очень простое объяснение, и имя ему -
Власть.
Известно, что всякий Волшебный Мир периодически приходится спасать от
какой-нибудь жуткой опасности. Прошлый раз Срединный Мир маги спасали
от
Драконов, позапрошлый раз - Драконы от нашествия Проирожденных.
Словом, мораль
проста - кто спасет мир в этот раз, тот и будет править им следующий
цикл...
то есть, до следующего спасителя.
Только вот на этот раз мнения о том, от кого надо спасать мир в
первую
очередь на этот раз разделились. Да и кандидатов в спасители стало
два. Глава магов клана Воздуха, благородный Ритор, считает, что от нового
нашествия
Прирожденных Срединный Мир может спасти только возрождающйся Дракон.
А глава
клана Воды, мерзавец Торн Нагаев, считает, что хрен редьки не слаще,
и
необходимо срочно помочь явившемуся в этот мир Убийце Дракона пройти
все
ступени инициации и обрести полную силу. А с нашествием Прирожденных
магические Кланы и сами как-нибудь справятся - под его. Торна, чутким
руководством...
Нетрудно догадаться, что скромный московский врач Виктор, волею
судьбы
оказавшийся в Срединном Мире, и есть тот самый Убийца. Впрочем, он же
является
и еще кое-кем, но до поры до времени об этом не знает никто, кроме
ведущей
Виктора юной волшебницы Неведомого клана Тэль. Но Тэль молчит, ибо
каждый
должен сам выбрать свою Дорогу, а чтобы стать тем, кем ему
предназначено
стать, Виктор должен пройти четыре битвы-посвящения всеми четырьмя
Стихиями:
Водой, Воздухом, Землей и Огнем. А так же сохранить свою личность и
свою
голову - поскольку благородный и отважный Ритор, ведомый крылатой
мыслью о
том, что судьба целого мира многократно дороже жизни отдельно
взятого, пусть
даже и абсолютно невиновного человека, ради спасения этого мира готов
на все.
Впрочем, речь вскоре начинает идти уже о десятках и сотнях жизней - в
погоне
за Виктором оперативники-супермены Воздуха с именами эмберских
принцев в
переводе Яна Юа оставляют за собой уже горы трупов. Ну и что, ведь
судьба
целого мира все равно неизмримо дороже, да и всю моральную
ответственность за
жертвы можно целиком переложить на Убийцу. А от родственников жертв -
несчастных крестьян-пассажиров, вся вина которых была лишь в том, что
они,
обезумев, пытались мешать суперменам выполнять их важную работу -
откупиться
полновесным золотом.
Но все они ошибаются, ошибается Торн, ошибается и Ритор. Виктору
суждено
стать не только Убийцей - ему предстоит стать Убийцей и Драконом в
одном лице.
Стать Владыкой-Драконом - и при этом, пройдя через весь мир и через
себя,
остаться Человеком. В возможность чего так и не смог поверить Ритор.
Впрочем,
известно, что неверие в силу другого говорит лишь о собственной
слабости.
Правда, я тоже почему-то не могу поверить в столь быстрое раскаяние
Ритора,
осознавшего глубину и кровавый результат своих заблуждений. Помнится,
доктор
Геббельс, коротая последние часы своей жизни в содрогающемся от
разрывов
бункере, брызжа слюной на бумагу, тщился в своем дневнике объяснить
потомкам,
что был он во всем прав, и желал лишь хорошего, а к неисчислимым
бедам и морям
пролитой крови привели лишь коварные происки недругов, которые во
всем и
виноваты...
Однако особенности психологии героев - дело авторское. А созданный
ими же
мир они все-таки спасли. Мир, несмотря ни на что, красивый и
действительно
живой -его и в самом деле стоило спасать.