Во-первых, это классическая "космическая
опера" - и по форме, и по содержанию. Во-вторых, это первая
УДАЧНАЯ отечественная космическая опера после "Чакры Кентавра"
Ларионовой. Мазохистски пытаюсь вспомнить что-то еще - из той же
оперы - но безуспешно. "Люди как боги" сильны гамильтоновским
размахом, но слишком уж нравоучительны - местами. Эпопеи
Головачева были бы похожи на оперы, если бы у героев хоть можно
было арии отличить одну от другой... Впрочем, тут я придираюсь,
наверное...
"Принцесса стоит смерти" начинается не по жанру чернушно
(главный герой - крутой мэн, держит понт в районе), но затем
перемещается на чужую планету (у вас есть проблемы с
перемещением героев на другие планеты? - у Лукьяненко - нет) и
уже вследствие этого факта становится рыцарем без страха и
упрека. Полторы страницы на освоение "плоскостного меча", две
страницы на введение в курс дела - и айда освобождать принцессу.
Для этого надо завалить одного крутого кента, который не по делу
хорошо машется. С первого раза это не получается. Герой вынужден
вернуться назад по сюжету (в компьютерных игрушках это
называется "load saved game") и переиграть кента так, чтобы тот
не смог слишком выделываться...
(Я совершенно не боюсь пересказывать сюжет - он вполне
стандартен для "опер" и автор почти не старается засекретить
следующие его повороты. Кайф проистекает от того, как этот сюжет
написан. Лукьяненко умеет писать легко и напористо, так, что и
читать его тексты удивительно легко. И крепость в его прозе как
раз такая, чтобы все это читалось, как пилось...)
...Дальше начинается разнообразное мочилово и постепенно герой
начинает держать понт на всей территории планеты. Абзац.
Впрочем, принцесса оказалась изрядной занудой и потребовала,
чтобы наш герой открыл свою родную планету. А то неудобно ей
замуж выходить за варвара из неизвестно откуда.
Весь второй роман ("Планета, которой нет") герой воюет с теми,
кто хочет открыть Землю раньше него. Конкуренты просто и без
затей собираются нашу планету заминировать и рвануть. Все это,
конечно, из глубоко философских соображений. Герой этого,
естественно, не хочет - из соображений вполне сентиментальных.
Мочилово приобретает совершенно разнузданный массовый характер,
но Земля все одно заминирована, счетчик уже щелкает, а карманы
пусты и спасать Родину нечем.
Но чтоб мы да не спасли! Х-ха! Поднатужились и...
В общем, все в кайф.