|
Небесная тропа
|
113 из 209 |
|
|
| |
|
|
|
| |
|
В реальность петербургских дворов исподволь проникает
мир духов и призраков, мир колдовства и древних суеверий.
"Небесная тропа" - это путь, уводящий к Тайне. Неужели кто-то откажется пройти по нему?
Скажу сразу - лично меня этот роман несколько разочаровал. Нет, безусловно, написано все мастерски, характеры в меру ярки, а герои привлекательны, но у меня создалось впечатление, что мастер короткой повести и рассказа, создательница блестящих притч и динамичных вещей со сложными психологическими коллизиями, Мариана Алферова просто-напросто запутала сама себя, взявшись за непривычную для нее крупную форму. То, что было уместно в небольшой повести или рассказе, в романе выглядит совсем иначе, но далеко не у всех хватает
духа перестроиться на ходу. Вот и Алферова оказалась в плену у своего дара рассказчика. Городская сказка - литературный жанр,
освященный именами таких классиков, как Гофман и Булгаков, Стругацкие и Шефнер, - в ее исполнении напоминает скорее клубок
наслаивающихся друг на друга повестей, каждая со своими героями, своей фабулой и сюжетом, прорастающими друг в друга,
переплетающимися в один узор, в котором далеко не всегда удается отыскать начало и конец той или иной нитки-истории. Признаюсь честно,
сам я запутался в череде одинаково острых, и при этом совершенно разноплановых проблем, встающих перед героями Алферовой. Да,
конечно, в первую очередь это не авторская, а моя вина, и вовсе не исключено, что более проницательный и вдумчивый читатель найдет в
этой книге то, что пытался вложить в нее автор. Тем более, что сам процесс чтения "Небесной тропы" несмотря на неспособность
разобраться в сюжетном переплетении, оказался весьма приятен даже для меня. Но тем не менее, чувство обманутого ожидания все-таки осталось
со мной...
Василий Владимирский
|
| |
| |
| Начну с того, что книга мне понравилась. Понравилась своей идеей,
динамизмом сюжета, легким языком.
Правда, сначала меня немного коробило от избытка специфической "сетевой
лексики", которую профессионалы и не употребляют. Но по мере дальнейшего
чтения это чувство прошло, и анализируя свои ощущения я понял - автор
своего добился - и я стал относится к его герою как к "чайнику", поэтому
и характер моих претензий изменился. Что, наверное, Сергею Лукьяненко и требовалось.
А сюжет тянул меня дальше, и я все реже и реже пытался привязать описываемые
события к реальности. Просто я поверил автору. Можно много спорить о возможности
или не возможности создания Глубины, описанной в книге, искать неточности в деталях,
пытаться поймать автора на противоречиях. Можно...но не хочется. Он подарил нам
еще один мир. Красивый, яркий, с забавными и жестокими обитателями, со своей
"угловатой" моралью, со своими героями и проходимцами. И так ли важно, на какой
скорости работает модем, какой процессор обслуживает систему распознования речи и
насколько искусственны психологические барьеры, созданные писателем, если во все
это верить.
О чем эта книга? Я думаю о свободе. О свободе выбора и свободе от морали. О свободе,
которая граничит со вседозволенностью, и о свободе, которая не позволяет предать
себя. Вроде бы простой выбор: благо человечества против свободы чужого, почти не
знакомого человека (да и человека ли?). Но как непросто выбирать, если это "человек"
уже стал другом. И что несет нам этот новый мир? Возможность выплескивать свои эмоции, паля из нарисованных винчестеров по нарисованным монстрам, глотая водку стаканами не пьянея и выбирая себе любые развлечения, вплоть до расчленения тела? Или возможность познать себя, узнать любовь и дружбу, которые так не просто найти "наверху" - в нашем реальном, и таком жестоком мире.
Мы все живем фантазиями. И спасибо Сергею Лукьяненко, который подарил нам еще одну.
О мире, где нам нечего терять, кроме своих... друзей.
Дмирий Рудаков (Июль 1997) |
|