Вроде бы не так давно появились на горизонтах отечественной фантастики (а точнее фэнтези) Марина и Сергей Дяченко, но об их произведениях, которых не так уж и мало, спорят и писатели, и критики, и простые читатели.
Что же так привлекает в произведениях Дяченко? Я думаю, их непохожесть. Непохожесть на привычные, легко узнаваемые и в чем-то, довольно однообразные произведения жанра фэнтези. Фэнтези Дяченко строится не от магии и драконов, не от рыцарей и чудовищ, хотя все это и присутствует в их произведениях. Это фэнтези души, и все основные события происходят именно там, во внутреннем мире героев. Поэтому и действие в романах Марины и Сергея довольно статично - оно на втором плане.
Характерным примером этого и является роман "Преемник", третий из цикла "Скитальцы". Очень важно то, что этот роман настолько психологически связан с предшествующим по циклу, что будучи прочитан отдельно потеряет большую часть своей убедительности. Именно поэтому, роман "Шрам" тоже придется упомянуть.
Бретер и забияка Эгерт Солль убивает на дуэли безвестного студента, убивает почти случайно, но это не сходит ему с рук. Странный и загадочный незнакомец жестоко наказывает его, оставляя глубокий шрам на лице и заклятие... на душе. Заклятие трусости, превратившее Эгерта в жалкое, боязливое, всеми презираемое существо. И все дальнейшее повествование пронизано страхом, безысходностью и тоской этого уже не-человека, почти животного... Но авторы удивительно точно проходят по тонкой грани между слезливой мелодрамой и фарсом. Герою настолько сопереживаешь, что порою хочется вмешаться в его действия, помочь, поддержать а порою и презрительно оттолкнуть... Все это происходит почти при полном отсутствии реального действия, но этого не замечаешь - настолько напряженная борьба идет внутри героя.
И вот в романе "Преемник", избавившийся от заклятия (не скажу как) Эгерт Солль, глава уважаемого в городе семейства, вдруг узнает страшную тайну, связанную со своим сыном Луаром...
И все начинается снова - снова страдания, снова нравственная ловушка, снова неразрешимый этический выбор. И, хотя героев повествования намного больше, чем в "Шраме", авторы с удивительной легкостью и точностью справляются и с сюжетными линиями, и с душевными переживаниями своих персонажей. И вот тут происходит странное... Если в "Шраме" читателя настолько точно подводят к кульминации, что, прочитав заветную страницу с отгадкой, он обнаруживает, что роман уже кончился, то в "Преемнике" это происходит намного раньше. Шаг за шагом, вместе с героями, впитывая в себя их страдания и муки, вдруг осознаешь - все, больше не могу. Не могу сопереживать. Слишком больно. Устал... И начинается разочарование. Словно великолепные актеры вдруг забыли как играть - не держат паузу, переигрывают... И великолепный вроде бы финал выглядит не совсем органичным - чересчур жизненным (если это понятие применимо для фэнтези).
Постойте! Должно же быть хоть что-то светлое?! Где победа добра над злом? Да, есть вроде бы победа. Но уж больно выть от нее хочется...
И безумно жалко, что роман кончился. Поскольку это действительно сильное произведение, и оно требует от читателя определенной душевной силы. А может эту силу и дает. Ведь несмотря ни на что я совсем не жалею, что прочел этот роман.
И по дороге разочарований, снова очарованный пройду...