|
Привратник. Шрам
|
12 из 209 |
|
|
|
Дяченко М.,Дяченко С.
Привратник
Дяченко М.,Дяченко С.
Шрам
|
|
|
|
Привратник. Шрам:/ Худ.- Паркинсон К.. -СПб.: Terra Fantastica,М.: АСТ, 1997.- (Заклятые миры).- 656c.- Тираж 11000.- ISBN 5-7921-0116-7 (TF), 5-7841-0525-6 (ACT).
|
|
|
|
Бесцельно бредет по дороге Руал Ильмарранен - маг, лишенный
магической силы. Мечется по городам волшебник Ларт Легиар,
пытаясь найти того, кто в силах впустить в мир Нечто, уже стоящее
в Преддверии Мироздания... Заклятье обрекает бывшего бретера и
забияку Эгерта Солля на вечный постыдный страх. Лишь тот, кто
наложил заклятье, может открыть Соллю способ снять его. Но даже
сам Солль осознает, что совершенное им преступление не может быть
забыто... Цикл романов "Скитальцы" - одно из заметнейших явлений
в русскоязычной "мягкой" фэнтези. Марине и Сергею Дяченко удалось
создать завораживающие волшебные рпоманы, напоминающие
философичностью и лиризмом фэнтези Урсулы Ле Гуин. Роман
"Привратник" (1994) принес авторам премию Еврокона. Второй роман
цикла, "Шрам", блистательное продолжение "Привратника",
публикуется впервые.
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
Я не скажу, что мне книга понравилась. Не может нравиться, когда тебя мучают. Когда
нельзя проглатывать страницу за страницей. Когда приходится думать. Хотя "думать" - это не совсем то.
Не думать, а задумываться. И искать, то чего не видно. Вы спросите: "Зачем?"..
Хотите развлечься? Нет, и не надейтесь.
Я не скажу, что мне книга понравилась - она меня задела, оставила след.
|
| Уже есть обзор следующего романа из цикла "Скитальцы".
- Преемник
Смотрите также обзоры других произведений М. и С. Дяченко.
- Ведьмин век
- Скрут
|
| |
|
Романом это произведение можно назвать едва ли - скорее длинная повесть. Классическая, выдержанная в лучших традициях "fantasy".
Сделана небезуспешная попытка отойти от традиций "qwest'a", когда седобородый маг в самом начале объясняет накачанным героям, что нужно делать, после чего книгу можно читать лишь для того, чтобы посмотреть, удалось ли автору придумать новый способ "низведения" и "курощения" главного негодяя.
В "Привратнике" все не так. Есть загадка - в мир, где живут люди, некоторые из которых являются магами, пытается прорваться некая Третья Сила. Что это такое, откуда она взялась, чего хочет - никому не понятно. Вокруг этого и строится сюжет, состоящий их двух линий - собственно расследования того, что же это за Сила и странствия - на первый взгляд бесцельного - бывшего мага Маррана, он же - Руал Ильмарранен (отчетливый отзвук "Калевалы", хотя никакой связи с финским эпосом в дальнейшем не обнаруживается). Маррана лишили силы его былые коллеги за... В общем, за дело. И теперь блистательному в прошлом чародею приходится все начинать сначала - чуть ли не учиться ходить. Что и неудивительно - несколько лет он простоял, превращенный в вешалку. ("Amber" помните? Кого там в Замке Четырех Миров превратили в тот же предмет обстановки?).
Дальше начинаются его странствия - тщательно выписанные, с яркими характерами второстепенных героев, но не слишком связанные с основным сюжетом. Они скорее работают на раскрытие характера самого Руала. Это, пожалуй, главная слабость книги - сократи на один эпизод, на два, на три - едва ли что-то изменилось бы. И все это время Третья Сила настойчиво стремится достучаться до сознания Руала, что бы тот, естественно, послужил бы ей посредником, открыл бы ей дорогу в этот мир. Открыл в буквальном смысле слова - отпер большую железную дверь. Способ покупки также весьма прост - "ты все потерял, а со мной ты вновь сможешь обрести все".
Собственно, весь ряд руаловых приключений - а для него они не слишком приятны и прибыльны - служит для того, чтобы максимально заострить этот выбор. Герой потерял все, его предали и продали почти все, кто мог - так почему бы не принять королевский подарок, почему бы не отодвинуть засов на железной двери? Вторая линия, с расследованием, которое ведут колдуны Ларт, Бальтазар и прорицатель Орвин, выписана менее тщательно - хотя удач там больше. Яркие и живые характеры колдунов - отнюдь не ангелов во плоти по типу Гэндальфа, много веселых, комичных ситуаций, в которые попадает ученик колдуна Ларта по имени Дамир - трусоватый и не слишком обремененный умом паренек. Колдуны ищут посредника Третьей Силы - хотя читатель обо всем догадывается сразу, что несколько снижает общий интерес к книге. Есть много прекрасных деталей, очень оживляющих происходящее. Например, одни только кисти штор на окнах в доме колдуна Ларта - кисти штор, что ловят мух и питаются ими! Мне понравилось...
Однако чувствуется, что авторы изо всех сил все-же пытались уйти от развлекательности. Отсюда некоторые неувязки с сюжетом, его откровенное "провисание" в середине книги - когда мне уже все ясно, кто привратник и что Руал Ильмарранен уже потерял все, что имел - там есть эпизоды, которые неоправдано затянуты и которые можно спокойно пропустить. Например, история с волком - оборотнем, рассказанная необычайно подробно, но закончившаяся пшиком. Оборотень есть Ильмарранена отказывается и ускакивает себе в степь. Зачем, почему, для чего - объяснений нет. Можно строить предположения, но нужно ли?
Подоводя итоги, скажу, что дебют авторам - если это дебют - явно удался. Отмеченные выше слабости вытекают, скорее, из излишнего "умения" авторов, их стремления сделать вещь ближе к "мэйнстриму" (что-то наподобие "Альтиста Данилова" В. Орлова).
Так что будем с нетерпением ждать следующих их книг! Тем более, что, по слухам, продолжение уже есть...
Ник Перумов [Журнал 'Двести' Д] (Июнь 1995)
|
|