|
Крутой герой
|
93 из 209 |
|
|
|
Свиридов А.
Крутой герой
|
|
|
|
Свиридов А., Крутой герой: Роман/ -
М.: АСТ, 1997.- (Звездный лабиринт).- 496c.- Тираж 10000.- ISBN 5-15-000752-8.
|
|
|
|
Если нападающие против Республики, значит,
они за Императора. Но если они - за Ее Величество, стало быть - против Императора? Или
наоборот? И с кем должны воевать Повстанцы
за Монархическую Империю? Но это в принципе
и не важно для рыцаря Андреа Сакрольда, он же -
воитель межзвездных горизонтов, капитан боевого звездолета и просто землянин Андрей. Ему,
"крутому герою", всегда остается одно и тоже -
неистребимые злодеи, многоголосые боевые клики, стан ощетинившихся клинками противников,
обнаженный меч. Сначала положить хоть половину, а там поглядим!. И если сумеешь добраться
домой - считай, что уже сделал свою собственную
историю...
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
Как нам всем набили оскомину сюжетные штампы. Прекрасный и
мужественный герой(не без недостатков, конечно) спасает
очаровательную, умную и добрую принцессу... Соль и перец добавить по
вкусу. А вот Алексей Свиридов решил этих штампов избежать. Идея
неплохая и похвальная. Мало того, вначале, у него это даже
получалось. Только читатель решит, что сейчас наш "крутой герой" всех
победит, а ему ррр-р-раз по физиономии... одним словом, неожиданно.
Только, вот что странно - чем больше автор пытался этих штампов
избегать, тем все менее интересней становилось про это читать. И вот
уже сами герои обрывают себя на полуслове: "мол не в дешевом боевике
ведь находимся!" Так и получается, что уходя от сюжетных штампов автор
сам впал в один большой штамп - зацикленность на уходе от этих...
штампов, понимаешь-ли... тьфу, привязалось!
|
| Никогда не читайте аннотации к книгам. Особенно к хорошим книгам. Временами создается впечатление, что авторы аннотаций умудряются прочесть оттуда не более двух-трех десятков страниц, да и те - пробежать по диагонали. Впрочем, когда в качестве основной характеристики романа дается с кровью выдранное из контекста пародийное описание, не имеющее никакого отношения к остальному тексту, это еще полбеды. Но вот когда в аннотации упоминаются персонажи и события, в книге напрочь отсутствующие - вот тогда действительно становится не по себе. Вот и в романе Алексея Свиридова никакого землянина Андрея, обозначенного в аннотации на задней обложке как воителя межзвездных горизонтов и капитана боевого звездолета, нет и в помине. А есть лишь Заведомо крутой герой Андреа Сакрольд Вридус, он же сокращенно Асв. Причем "Заведомо крутой герой" - это не моральная характеристика персонажа, и даже не оценка личных качеств, а всего лишь обозначение его места в сюжете. Что-то вроде должности, причем не добровольной, а навязанной Творцом. То есть Автором.
Потому что у каждого мира есть свой Творец - иногда даже несколько. А все их обитатели делятся на Заведомо Крутых, Крутых и просто фоновых. Фоновые, кстати, наиболее свободны - они живут как им вздумается, время от времени оживляя антураж и верша кордебалет вокруг Главного героя во время ключевых массовок. А после того, как отработал свое - можешь продолжать заниматься чем душе угодно. Если, конечно, посчастливилось до этого не пасть смертью храбрых на заднем плане, в качестве фона для подвигов основного персонажа. Вот только благородному рыцарю Андреа Сакрольду Вридусу, спасителю прекрасных принцесс, непобедимому воителю и изощренному ловеласу, сильно не повезло - угораздило же его из-за неудовлетворенного любопытства и оскорбленного достоинства ввязаться в малопонятную игру, и ненароком попасть из такого маленького и уютного герцогства Отрейского прямо на пересечение множества иных, самых разнообразных миров, космических трасс и враждебных интересов. Туда, где добрый меч не помощь, а, скорее, обуза - в танк с ним не влезешь, в звездолете он тоже мешаться будет. Да и статус Крутого или даже Заведомо крутого здесь тоже роли не играет - максимум, на что может надеяться выпавший из своего мира персонаж, это вписаться в чужой сюжет и, если повезет, занять там не самое последнее место. Впрочем, есть ведь еще один выход - начать свою собственную игру. Подобную той, какую ведет таинственная принцесса Наталия со свитой, кочующая из одного мира в другой и везде крутящая свои интриги, плетущая заговоры и исподволь прибирающая к своим прекрасным ручкам один сюжет за другим. Выводя их из под воли Авторов и подчиняя своей воле. Строя свой собственный, единый сюжет. Но любой внесюжетный перонаж, откуда бы он ни был родом, в чужом сюжете окажется лишним, будет сбивать его с намеченного пути, выводить с основной линии других персонажей - словом, всячески пакостить Творцу, иногда даже сам того не желая. Для этого нужно только одно - захотеть быть личностью. Не Крутым или даже Заведомо крутым, чьи подвиги заранее предписаны, а обреченность на вечные победы нагоняет вселенскую тоскцу. Нет, просто-напросто личностью. Свободным человеком, который сам делает свою судьбу.
Но каждый ведь понимает свободу по-своему. Для Наталии, Юльки и всего их гадюшника свобода - это в первую очередь возможность быть и Крутыми и Творцами одновременно, играя во множество игр и тасуя как колоду карт выдуманные кем-то, но уже ставшие живыми миры. А для Асва и его нечаянных друзей свобода - это в первую очередь независимость от чужой воли. И если твоя независимость перешла дорогу тому, кто мнит себя сильнее и круче, в конце концов тебе придется за эту независимость драться. И драться не на жизнь, а на смерть - ведь для ошалевших от собственного всемогущества и безнаказанности Наталииных клевретов даже превратить человека в юнит компьютерной игрушки вего лишь проверка собственной крутизны. Однако не зря ведь говорят, что излишняя уверенность в своей силе до добра не доводит...
Не стоит ждать многого от этого романа. В конце концов, "Крутой герой" - это пародия. Остроумная и блестящая пародия на множество разной фантастики, нашей и зарубежной, и даже не всегда плохой. А если вам нужна какая-то философия, она здесь проста: зло должно быть наказано. Ведь главное зло в этом и иных прочих мирах - это попытки подчинить себе чужую личность и, как куклами, играть судьбами других людей. Какой бы философией эта игра ни прикрывалась. Так что за героев можно не беспокоиться - в финале, после множества страшных опасностей и ужасных приключений они обязательно победят. Ведь в этом плане волею Автора все они Заведомо Крутые..
Владислав Гончаров (Май 1998)
|
Круче не бывает
Как известно, в большинстве случаев литературная пародия бывает краткой. По крайней мере - удачная пародия. Рассказ, новелла, маленькая повесть в конце концов... В своей книге "Крутой герой" Алексей Свиридов, кажется, решил нарушить эту давно устоявшуюся традицию.
И, на мой взгляд, угодил прямиком в заботливо расставленную издателями ловушку. Хотя из разряда "молодых авторов" Алексей давно уже выбыл по всем параметрам, создание романа объемом за 20 листов, да еще выдержанного от начала до конца в ироническом ключе, оказалось для него чересчур сложной задачей. Написать на основе достаточно примитивного в общем-то сюжета нечто нетрадиционное и при этом увлекательное - с этим бы, пожалуй, не справились бы и многие из более маститых авторов. Основной постулат книги был многократно обсосан в мировой литературе и кинематографе: сходу можно вспомнить и повесть "Парниша, открой дверь!" В.Забирко, и рассказ "Всяк сверчок..." А.Громова, и кинофильм "Последний герой боевиков", и многое другое. Главный герой, Андреа Сакрольд, обитает в придуманном и описанном неким Автором мире в роли Заведомо Крутого Героя, повсеместно воюющего с силами зла, но и себя не забывающего. Однажды он по глупости попадает за границы своей исконной реальности, на страницы соседнего романа. Вот тут-то все и начинается... Короче говоря, на протяжении практически всей книги Андреа в сопровождении двух девиц из некой военно-фантастической повести совершает не слишком осмысленный квест по различным придуманным мирам, сражаясь с некой рвущейся к власти дамочкой, овладевшей методикой воздействия на демиургов-Авторов.
Главный недостаток книги состоит на мой взгляд отнюдь не во вторичности сюжета. И даже не в очевидной растянутости и занудливости отдельных эпизодов. Главная беда в том, что Свиридов, иронизируя открытым текстом над стандартными для жанровой беллетристики ходами, сам по сути повторяет все те же ошибки, что и объекты его насмешек. Алогичность, многочисленные "боги из машины", предсказуемость финала - все это есть в "Крутом герое". Может быть, не высмеивай автор недостатки коллег, это было бы менее заметно. И куда делся блестящий свиридовский юмор?.. Зачастую, его шутки выглядят здесь столь же вымученными и надуманными, как и сюжетные перипетии романа...
И еще хотелось бы добавить... Возможно, выйди "Крутой герой" из-под пера другого автора, все это и не производило бы такого странного впечатления. Но, к сожалению, от автора "Миров, что рядом", я лично ожидал чего-то большего...
Василий Владимирский (Октябрь 1998)
|
|