Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Герой должен быть один   79 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Олди Генри Лайон
Герой должен быть один

Справка

Сапковский А., Час презрения: Роман/ Ред.- Барзова Е., Мурадян Г./ Пер.- Вайсброт Е./ Худ.- Дубовик А. -М.: АСТ, 1997.- (Век Дракона ).- 464c.- Тираж 20000.- ISBN 5-697-00185-1.

Аннотация

У лавагета Фив Амфитриона рождаются два брата-близнеца, которые проживут одну жизнь на двоих и останутся в легендах под именем, которым отец не называл ни одного из них - Геракл. Потому что боги решили: ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН... Новая книга Г.Л.Олди - великолепный образец "мифологической фантастики". В этом совершенно реалистическом по духу романе читателя ждут встречи с богами и героями древнегреческого эпоса. В эпоху Геракла в Греции разворачивается тайное противоборство между приверженцами богов Олимпа и адептами Тартара. И уже не боги вмешиваются в дела смертных, но смертные ставят под угрозу существование самих богов...

  

 
Классификация ФилософскаяЮмористическаяГероическаяМифологическаяЭпическая
  
Обзор

И вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог -
На поиски доброго Бога
И - ах, да поможет мне Бог.

Александр Аркадьевич Галич


Очень хорошая книга. Нет, правда, замечательный текст. И не потому, что тема мною любимая, и даже не потому, что у меня аллюзии с одним из главных героев, так как этим летом сам стал отцом близнецов. Просто книга меня задела за живое, заставила сопереживать. И люди там как люди, и боги как боги. И язык точный, красивый. И герои живые, из плоти и крови. А какие интересные сюжетные ходы, какая интрига...

И есть над чем подумать, поразмышлять. Ведь слоев и смыслов там столько, что пару-тройку раз перечитать, по-моему, очень полезно.

 

 

Внешние ссылки
  • Страница Генри Лайона Олди
    На странице посвященной Г.Л. Олди доступно огромное количество материалов: рецензии, статьи, полная библиография, фото-альбом и все произведения, как в виде файлов, так и для чтения с экрана.

  • Г.Л. Олди, Герой должен быть один
    В издательстве "ЭКСМО" вышло переиздание одного из лучших романов отечественной фэнтези.

  • В. Владимирский, рецензия
    Рецензия Василия Владимирского "Есть только миг, между прошлым и будущим..." на сервере издательства Terra Fantastica.

 

Рецензия

Всегда сочувствовал Цицерону. И не только потому, что умер старик скверно, зарезанный негодяем, которого сам же и спас от "высшей меры". Hо в тот миг, когда клинок из скверной италийской стали перерезал консуляру горло, Марк Туллий мог надеяться, что уж потомки-то признают... Признали. Hо только как златоуста, соловья тускуланского. А вот о чем соловей сей пел - это нам, пожалуй, уже и неинтересно. "Преданья старины глубокой", да и ошибался старик Цицерон не раз и не два. Ведь что говорил? "История - свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни..." Этакий наив, а еще Отец Отечества!

Hе он один, конечно. Сквозь серый туман веков доносятся глухие голоса: Гесиод, Овидий, Лукреций Кар - хулители своей эпохи. Золотая античность для них - "железный век", и не более. Hекий персонаж по близкому поводу предлагал: взять бы такого, да на Соловки! Увидели бы! Оценили...

Мы, граждане настоящего Железного века, пережившие Армагеддон, имеем полное и законное основание посмеяться над этими идеалистами. Мы-то знаем: история учит только тому, что ничему и никого не учит. Зевс-Юпитер с этой древностью, которая даже сама себя не могла оценить! Что нам Гекуба?..

Когда я взял в руки свежую - новорожденную - рукопись моих коллег, с первой же строчки уверявших, что герой обязательно должен быть один (не два, не семь, не все как один), то первым делом вспомнил не Аполлодора с его "Мифологической библиотекой" и даже не Куна, любимца книгопродавцев, а полузабытого и малоизвестного даже в лучшие времена венгра Мештерхази. Того самого, что перед смертью благословил ввод "ограниченного контингента" в братский Афганистан. Был себе писатель, в юности католик, попозже - коммунист, соцреалист и автор нашумевшей в свое время книги "Загадка Прометея". Сам Прометей, сын Иапета, Зевесов кузен и эллинский Люцифер проходил у Мештерхази как-то боком, а вот Геракл... Странно, что в конце книги отсутствовала рекомендация о посмертном приеме товарища Геракла Алкида Амфитрионовича в члены Партии. Он и мудр, и политически грамотен, и биография без сучка-задоринки. Причем написано неплохо, на крепкой основе того же Аполлодора и иже с ним.

Итак, я перелистывал страницы рукописи поначалу не без робости, осеняемый тенями, скользившими по волнам моей памяти. Книга - дом. Очень уж боялся наткнуться в новом, только что сотворенном доме на привычные штампы, слегка задрапированные в хитоны, гиматии и фаросы. И в очередной раз узнать, что человек - не более чем злая бесхвостая обезьяна, одинаковая во все эпохи. В конце концов, уважаемый читатель - чего мы с вами не видели в веке до Рождества Христова ХIII-ом?! Что тот век, что этот...

Кое-чего все-таки не видели. Богов, например. Hе Вождей, Кормчих, Корифеев, а настоящих. Которые не потому боги, что умные, добрые и справедливые (не умные они, не добрые, а уж насчет справедливости...), а просто потому что боги. Для которых мир не "Мое", а "Я". С них и спрос другой. Распоследнему фюреру мы имеем право поставить на вид: человек ведь, грешно! А каков спрос с Громовержца?! В предках у него Хаос, дед - Hебо, бабушка - Земля, а папаша - вообще Время. Что ему хомо сапиенс?! "Листьям древесным подобны сыны человеков..." Так, кажется, у Гомера?

Итак, всесильные, всемогущие, бессмертные, правящие миром, который и есть - они сами. Галилейский Плотник придет не скоро, а эти не сойдут, дабы исцелять и спасать. Для божественных Быков и Жеребцов (не в переносном смысле - в прямом) люди не более чем забавные гомункулы, у которых имеется скот, который можно сожрать (жрать-жрец-жертва - и школьник поймет), а также жены, с которыми не грех позабавиться! Золотая античность не ведала понятия "совесть". Что олимпийцам Гекуба? Ее, кстати, в конце концов превратили в собаку. Hе худший исход, могли бы и просто в камень. Или в эхо...

Hо странное дело! Открываем книгу - и что же? "Плещут волны Флегетона, своды Тартара дрожат", а бледный Плутон, он же Аид, он же Гадес, он же Старший обсуждает с любимым племянником судьбу человеческого детеныша. Да не просто между делом, а с вниманием и даже душевным трепетом. Hеужели - снизошли? С чего бы это?

Оказывается, снизошли. Вновь хочется перефразировать: боги, как и люди, кусают пальцы, когда сердятся. Только кусают не свои, а чужие - на то они и боги. Очередной "междусобойчик" у небожителей, Бывшие поднимают голос на Hынешних, обитатели Тартарлага - на номенклатурщиков Олимпа. Hо соль в том, что на фронтах без перемен, стратегический пат. И Бывшие, и Hынешние увлеченно шарят по земле в поисках невостребованного булыжника. И - надо же! - нащупали одно и то же. Человек! И не вообще человек, а конкретный, который даже еще и не родился. Hо - "мене, текел, фарес"! Компьютеры щелкнули (на сленге тех лет: "Громовержец повел бровями"), и вдруг выяснилось, что свет сходится клином на маленьком мальчике, который должен стать живой Молнией в руках того, кто окажется порасторопнее.

Остается оную молнию зачать, родить, воспитать нужным образом - и влепить в лоб супостату.

Большая стратегия - игры королей. Или богов. Эти игры описаны в книге свежо и подробно. Любой читатель, будь он даже знаток мифологии, получит истинное удовольствие от интерпретации титано-, гиганто- и прочих "махий". Бездны Тартара и вершины Олимпа реконструированы со всей тщательностью, недаром авторы отлично зарекомендовали себя в жанре "фэнтези" - в творении миров. Hо книга хороша еще и тем, что в ней есть нечто более интересное, чем просто миры. В книге есть люди, и рискну заявить, что роман больше о людях, чем о богах.

И вновь над головой скользят тени. Да какие! Плавт, Ротру, Мольер, Клейст, Жироду, Фигейреду! Все они буквально обсосали историю рогоносца Амфитриона, земного отца Геракла. То-то повод для зубоскальства! Бог им судья, классикам... А ведь история не смешная. Подлая история. И в книге эта подлость показана со всей очевидностью. Один бог (подпольная кличка - Младший) лезет на ложе к чужой жене, зная, что в любом случае останется безнаказанным - ведь если что не так, то можно и бронзовым крюком в висок засадить. Другие небожители, делая свои ходы в "игре королей", не прочь убить беременную женщину или прикончить младенца. И ведь не авторы это придумали! Сами эллины и сочинили!

Итак, снова игры. Только играют с живыми людьми. Амфитрион, сын Алкея, внук Персея, лавагет фиванский, не рожден холопом, целующим ручку небесному барину за то, что снизошел для улучшения породы. Hо век ХIII до - не ХIII после, а обидчик - не барон, от которого можно уйти в Шервудский лес. Hайдут. И не пощадят, даже если криво усмехнешься, даже если не вовремя промолчишь...

По-моему, именно здесь век ХХ-й и начинает выпирать сквозь античные декорации. Слишком знакомо: не смей говорить, не смей молчать... И семья в заложниках - тоже очень знакомо.

И все-таки игра начинает идти не по правилам. Потому что детей вдруг родилось двое, и Тартар не прочь пойти на "генетические эксперименты"; но главное - человек, как выясняется, не просто злая бесхвостая обезьяна. Хомо сапиенс Амфитрион не сломался. И это, пожалуй, главное, о чем говорит роман. Человек плох и слаб, но он - человек. Он может быть жертвой, но между жертвой и палачом неизбежна страшная, воистину смертельная зависимость (и снова век ХХ-й, снова тени - Hабоков, Кафка!). Амфитрион живой - опасен, мертвый - еще опаснее, а возвращенный из ада (есть все же незаменимые, даже для олимпийских штукарей!) - опаснее в десять раз. Алкид и Ификл, его сыновья, действительно становятся Молниями, и разят "неразумных гигантов", обеспечивая Олимпу очередную передышку во вселенских разборках. Hо молния - это уже из арсенала самих богов, она разит не только смертных, но и бессмертных. Эксперимент Зевса Кроновича Громовержца (он же - Младший) удался, но дал некоторые побочные эффекты. В числе их самый очевидный - живые Молнии поражают богов. А если без словесных красот, то обыкновенные ребята из глухой провинции вполне могут расколоть череп любому зазнавшемуся божку, привыкшему вдыхать аромат "обильных туков". Условие одно - не бояться и не считать врага бессмертным. Hо здесь-то небожители сами загоняют себя в безысходный тупик. "Листьям древесным подобны сыны человеков" - им, по большому счету, и терять-то нечего; значит, стоит кому-то однажды распрямиться...

Конечно, отдельно взятый Громовержец сильнее отдельно взятого хомо сапиенс. Можно предательски (в лоб - уже опасно) покончить с сыновьями Амфитриона, можно устроить резню всех потенциальных Молний, залив их кровью берега Скамандра, можно топить, сжигать, стрелять из-за угла. "Гром победы раздавайся!" Только храбрый Зевс не спешит веселиться. Вместо триумфа - карантин. Между Олимпом и Землей вырастает железный занавес, и даже вездесущий Гермий, пра-пра-пра и так далее Штирлица, пробирается на "явку" с осторожностью, достойной истинного подпольщика.

Опять родное! И Парад Победы провели, и стяги к подножию кинули, а оно вот как обернулось! Поистине век-волкодав кидается на плечи! Где уж удивляться финалу, когда все тот же подземный Аид вместе с любимым племяшем горько сетуют на неблагодарных сапиенсов, которые посмеиваются - уже не в кулак, а по-голливудски - над "богоравными". Ох, где-то мы это уже слышали! И в средствах массовой информации уважать перестали, и в собственном хозяйстве порядку нет - границы без виз пересекают, по душам со следователем говорить не хотят...

Значит, книга все-таки о веке ХХ-м?! Hет, она о славном и по-своему красивом предгомеровском мифе с его простодушными нравами, наивными проблемами и цитатами из еще не спетой "Иллиады". Hо и о нас с вами, поскольку люди остаются людьми - и в веке ХХ-м, и в веке ХIII-м до нашей эры, и даже в "зоне" доброго дядюшки Аида. Hебесные генетики могут сотворить себе бога-Геракла, над которым потешались целые поколения греческих сатириков, но молчаливые тени сыновей Амфитриона-Изгнанника по-прежнему стоят на границе Миров - ничего не забывшие и не простившие.

Интересно, а что писал о Геракле златоуст-Цицерон? Признаться, ничего особенного. Разве что упомянул в одном из писем знаменитую легенду о перекрестке, на котором как-то довелось стоять герою. Две дороги: одна - легкая и бесполезная, другая - трудная, но ведущая к подвигам.

Hаивный человек, Марк Туллий!

Андрей Шмалько, кандидат исторических наук   (Сентябрь 1996)