Юлия Латынина - любительница парадоксов. И в прозе, и в публицистике ее всегда интересует логичное сочетание самых противоречивых понятий и явлений - вспомнить хотя бы название известнейшего романа писательницы: "Колдуны и министры". Но увы, яркой звездочкой промелькнув на небосводе отечественной фантастики, Латынина, казалось, безвозвратно канула в сумрачные бездны детектива и крутого боевика, вослед за многими другими звездами и звездочками самых разных величин. "Бандитские" романы Латыниной продолжали выходить достаточно регулярно - сначала под псевдонимом, а с недавних пор и под ее собственным именем, даже не потеряв своей парадоксальности, но... Все-таки это было не совсем то, чего ожидали поклонники от столь ярко заявившего о себе таланта.
Новый фантастический роман Юлии Латыниной, появившийся в сравнительно молодой серии издательства "Олма-пресс", порадовал, но и огорчил. Конечно, то, что писатель не забыл, как это делается, вселяет всяческий оптимизм... Однако за три года ("Сто полей" появились в свет в 1996-м), на мой взгляд, можно было выковать нечто куда более мощное и впечатляющее. По крайней мере, автор уровня Латыниной явно способен на большее. На деле же "Инсайдер" в основном перепевает зады предыдущих романов из цикла о вейской империи. Да, конечно, закон сериала есть закон сериала: каждая новая вещь, впрямую продолжающая предыдущую, не может не быть все более зависимой, несамостоятельной, а следовательно - слабой. Так получилось и здесь. В "Инсайдере" Латынина вдумчиво, словно опытный патологоанатом, разбирает, каким образом самый коррумпированный, самый гнусный чиновник империи, готовый продавать и перепродавать родину инопланетным стервятникам, может в то же время быть искренним патриотом и единственной надеждой отечества. Но вот что касается того, не "о чем", а КАК написан роман...
Не то, чтобы книга была напрочь лишена присущего автору литературного изящества, местами даже - блеска (хотя блеск этот потусклее, чем в тех же "Колдунах и министрах" или "Ста полях"). Проблема в другом. Увы, в этом романе Юлия Латынина позволила публицисту и экономисту в себе взять верх над литератором. Желание показать, каким способом продажный министр на пару с завзятым бунтарем запасли вейскую империю от судьбы галактической провинции, что за методы при этом использовались и как вообще можно добиться подобного результата, оказалось сильнее стремления сохранить свой неповторимый авторский стиль. И это, наверное, в чем-то справедливо -- нельзя же вечно шагать по одной и той же тропинке, даже если тут уютно, тенисто и птички поют. Экспериментировать так экспериментировать! Хотя, уверен, многие из читателей с легкой грустью вздохнут о старой доброй Империи Вей, какой она была до близкого знакомства с капиталистами всея Галактики.
Ну, а тех, кого не очень волнует специфика оффшорных зон, механика операций с превилигированными акциями и прочая политэкономика для бедных, несомненно порадует отточенностью литературного стиля и уровнем стилизации "Повесть о государыне Кассии". Хотя и здесь сюжет для Латыниной далеко не нов (как всем хорошо известно, полностью оригинальных сюжетов в природе не существует вовсе), музыка слова, красота фразы, какое-то особое изящество, с которым говориться о вещах вроде бы простых и незамысловатых, завораживает и восхищает. Все здесь органично для мира вейской империи: и авторский стиль, и сам сюжет, и характеры героев... Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется что эта небольшая повесть о любви и долге, о противоречии между личным благом и обязанностями по отношению к родине надолго переживет пухлого "Инсайдера".
Ведь то, что идет от души, частенько переживает самые выдающиеся порождения ума, сколь пытлив бы тот ни был...
Василий Владимирский