Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Щенки Земли   176 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Диш Томас
Щенки Земли

Диш Томас
Насекомые

Диш Томас
Нисхождение

Диш Томас
Ангулем

Диш Томас
Азиатский берег

Диш Томас
Концлагерь

Справка

Щенки Земли:/ Ред.- Белов Г., Панайотти О.. - СПб.: Азбука - Терра, 1997.- (Капитаны фантастики).- 432c.- Тираж 7000.- ISBN 5-7684-0221-7.

Аннотация

Томас Диш - один из крупнейших представителей фантастов "новой волны", собрат по перу таких блестящих писателей, как Сэмюэль Дилэйни и Джон Слэйдек. Настоящее издание представляет два самых известных романа Диша "Щенки Земли" и "Концлагерь".

  

 
Классификация Психологическая
  
Обзор

Философы много раз неоспоримо доказывали принципиальную невозможность существования Бога. Вероятно, чаще в истории философии доказывалась только принципиальная невозможность существования человека - человеческого сознания, человеческого духа, человеческого "я". Как известно, эрудированный человек, хорошо владеющий логикой, запросто может уверить нас, простых читателей, в чем угодно. Он может доказать, что люди ходят на руках и люди ходят на боках, что высшая сила, управляющая нашими судьбами, есть, и что ее нет, что все мы живем в лучшем из миров, или - в железной коробке два на четыре метра. Причем утверждения эти могут прямо противоречить друг другу, а доказывающему совсем не обязательно верить хотя бы в одно из них.

Чем-то подобным и занимается в своих романах Томас Диш, один из наименее известных в Росии, но, пожалуй, самых интересных классиков "Новой Волны". Например, в заглавном романе сборника "Щенки Земли" вроде бы в очередной раз демонстрирует гнусность добровольного рабства - но если приглядеться повнимательнее...

"Щенков Земли" часто сравнивают с романом Кира Булычева "Любимец". Резоны для такого сопоставления есть: и там, и тут сюжет строится вокруг "одомашнивания человечества" (термин А.Столярова) некими инопланетными силами, и там и тут используется схожая терминология, и там и тут книга завершается победой героев над поработителями человечества, причем в обоих случаях прежде всего - победой моральной. Люди превращены могущественными пришельцами в своего рода домашних животных, "любимцев", но не все довольны сложившимся положением дел, кое-где стихийно вспыхивают очаги сопротивления... Но если у Булычева главному герою достаточно было осознать противоестественность положения человечества, чтобы вступить в ряды вооруженных борцов, то у Диша все обстоит гораздо сложнее. Собственно говоря, хозяева практически ни в чем не стесняют своих "любимцев". Здесь нет ни принудительной полигамии, ни отбраковки неполноценных особей, ни иных зримых симптомов низведения человека до уровня животного. Нематериальные "Господа" у Диша практически всемогущи, и именно развитие человеческой культуры, искусства и науки является для них главным развлечением, основным хобби в этой жизни.

Словом, если перед нами и антиутопия, - то антиутопия весьма нестандартная. По сути, "инопланетные захватчики" ни в чем не ограничивают человечество. Наоборот, они открывают перед людьми массу новых возможностей - без затраты времени и сил путешествовать на любые расстояния, получать прекрасное образование, вкусно и сытно питаться, совершенствовать свое тело и беспрепятственно оттачивать ум... Естественно, под влиянием этих соблазнов исходное человеческое общество рассыпается, как карточный домик. К моменту начала действия романа этот процесс уже практически завершен, но мы видим, что даже непримиримых "динго", не сумевших или не захотевших вовремя попасть под Господство, никто не травит и не преследует. Мягкость просто фантастическая - даже тогда, когда "дикари" совершают жуткие преступления, вроде садистского убийства, это вполне может сойти убийцам с рук. И все же бунтарский дух человека восстает против этого тихого и ненавязчивого диктата - в пользу нищеты, дикости, и безграмотности, ожидающих на свободе. Создается впечатление, что утонченный эстет Диш поставил целью проделать тут то же самое, что сделал в своем романе "Собачья жизнь" отец главного героя "Щенков..." - якобы восхваляя существующий режим, исподволь заронить зерна сомнения в души читателей. Там в восторженных тонах описывалось сообщество Господ и любимцев, - тут, напротив, "восхваляется" свободное человеческое общество. И вся разница. Отсюда, кстати, и не некоторая натянутость якобы хэппи-энда, когда всемогущие Господа убираются с Земли на веки вечные, не выдержав "лая" - беспрерывной трансляции в мировой эфир эмоции отвращения.

В реальной жизни бешенных собак, как и загнанных лошадей, пристреливают - не правда ли?

Второй роман сборника, "Концлагерь", вероятно, можно смело отнести к числу самых значительных достижений "Новой волны" - наряду с "Повелителем снов" Желязны, "Убиком" Дика и "Опрокинутым миром" Приста. Не буду даже пытаться как-то кратко проанализировать этот текст. Такие вещи требуют куда более серьезного подхода. Здесь, скажем, была бы уместна хорошая академическая монография объемом листов этак в двадцать-двадцать пять - авторских листов, я имею в виду, - созданная на стыке собственно литературоведения, философии и культурологии. Книга умницы Диша к написанию такого труда более чем располагает.

Сюжет романа достаточно прост и неспешен. Наверное, сюжет книги, основное действие которой разворачивается во "внутреннем космосе", иным быть попросту не может. Все начинается с того, что главный герой, он же герой-повествователь, интеллигент, арестованный за отказ от несения службы в военное время, оказывается в лагере, где заключенных заражают неким вирусом, увеличивающим интеллект, но при этом - медленно убивающим пациента. Собственно, текст "Концлагеря" представляет собой дневник этого заключенного - очень реалистичный, а потому местами излишне подробный, местами отрывочный пересказ ощущений человека, не по своей воли отведавшего плод с древа познания Добра и Зла, и обреченного за это на адские муки. Тех, кто ценит в сюжете прежде всего динамику, постоянную смену эпизодов, безостановочное действие, эта вещь скорее всего разочарует. Ничего похожего на американские кинобоевики, уверяю вас. Но, думается, напряженное биение мысли, ощущаемое в каждой строке, делает "Концлагерь" ничуть не менее захватывающим чтением, чем любой крутой боевик или авантюрно-приключенческий роман. Хотя бы на мгновение почувствовать себя в шкуре героя романа, осознать человеческую беспомощность перед Вечностью, и в то же время болезненное, почти физическое наслаждение чистым Знанием, - это дорогого стоит!

Напоследок позволю себе процитировать один абзац из Томаса Диша: "Книга мне понравилась; думаю, каждому, кто любит книги о художниках и дьявольщине, она бы тоже понравилась".

Истинно так!

Василий Владимирский