Уже сам факт появления нового романа Александра Мирера - настоящая сенсация для ценителей отечественной фантастики. После выхода романа "Дом скитальцев" этот автор надолго замолчал - на целых два десятилетия. О том, какое место Мирер занимает в отечественной фантастике свидетельствует хотя бы то, что за эти два десятилетия читатели его не забыли - и это в то время, когда иным авторам, претендовавшим на популярность, хватило и пяти лет литературного "молчания" для того, чтобы их имена почти совершенно выветрились из памяти публики...
"Мост Верразано" - достаточно несерьезный роман на весьма и весьма серьезную тему. Такое впечатление, что Мирер решил реанимировать истертую советскими фантастами-памфлетистами тему: гады-империалисты душат изобретения, которые способны перевернуть мир. Казанцевы и Винники достаточно поплясали на этой канве, чтобы любой роман со сходным сюжетом воспринимался с издевательской ухмылкой. Мирер, прекрасно это понимая, строит буквально весь роман на перемалывании привычных штампов, типовых образов и ходов. У него все то же самое - и все наоборот. Да, главный герой - изобретатель. Но это не рассеяный придурок, с выпученными глазами, убежденно осчастливливающий мир новым "субатомным антикосмитным супервибратором" в ущерб своей личной жизни и на горе всем, кто пытается его вразумить. Берт Эйвон - собран, практичен, силен, богат, пользуется бешенным успехом у женщин, не стесняется в выражениях. Он прекрасно представляет все последствия внедрения его изобретения - а это, ни много ни мало, затяжной экономический и социальный кризис планетарного масштаба. Тем не менее, он прекрасно понимает, что если открытие сделано, то "закрыть" его практически невоможно. Значит, миру все-таки придется пройти через все катализмы, которым грозит изобретение Эйвона. Сейчас это будет или через пять лет - значения это для него не имеет. Да и для мира, в общем, тоже...
Другой стереотип подобных произведений - гнусный империалист, который злобно гнетет главного героя с целью уничтожить на корню его изобретение и увести любимую женщину. У Мирера снова все наоборот: автомобильный магнат Клемент Гилберт немедленно принимает изобретение под свое крыло и начинает вести дело к массовому производству... Дальнейшая сюжетная схема построена точно таким же образом: герои (и автор) всячески избегают стереотипных решений, но и антагонисты достаточно умны. Как следствие, роман получился динамичным, неожиданным и умным.
А тема книги, что ни говорите, достаточно серьезная. Появление в ближайшее время открытия или изобретения, способного сделать ненужными целые отрасли экономики и тем самым ввергнуть цивилизацию в глобальный кризиз, более чем вероятно - достаточно вспомнить истерическую возню вокруг высокотемпературной сверхпроводимости пару лет назад. И абсолютно ясно, что для сохранения status quo будут привлечены все возможные ресурсы. Не означает ли это убийство перспективных направлений и технологий в угоду сиюминутным интересам? Но, с другой стороны, готовы ли мы оплатить огромным куском нашего сегодняшнего благополучия эти перспективные - то есть, полезные лишь в перспективе,- направления? Будут ли политики настолько умны и ответственны, чтобы оптимально решить эту проблему? Вопросы, вопросы...
А пока - Берт Эйвон работает. Что-то нас ждет в XXI веке...
Сергей Бережной