Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Схватка   160 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Бир Г.
Музыка, звучащая в крови

Бир Г.
Смертельная схватка

Бир Г.
Касательные

Бир Г.
Сестры

Бир Г.
Чума Шредингера

Бир Г.
Головы

Справка

Схватка:/ Ред.- Левин М., Лузин И./ Худ.- Дубовик А.. -М.: АСТ, 1998.- (Координаты чудес).- 496c.- Тираж 10000.- ISBN 5-237-01017-2 .

Аннотация

Раз познакомившись с творчеством Грега Бира, вы никогда уже его не забудете. Звездный путь этого неподражаемого, оригинального автора, выделяющегося даже среди последнего поколения фантастов, буквально усыпан самыми знаменитыми премиями. Повесть "Музыка, звучащая в крови" удостоена "Хьюго" 1984 и "Небьюлы" 1983-го. "Касательные" - рассказ, завоевавший "Хьюго"-87 и "Небьюлу"-86. "Смертельная схватка" - тоже обладатель премии "Небьюла".

  

 
Классификация Научная фантастика
  
Обзор

Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот сборник может смело претендовать на титул "разочарования месяца". Давно уже мне не встречалось книги, от которой можно было бы ожидать столь много - и которая выглядела бы настолько жалко по сравнению с тем, о чем мечталось... По крайней мере, именно так произошло со мной.

Всему виной, наверное, первый рассказ Грега Бира, появившийся на русском языке еще в конце восьмидесятых. Прекрасно помню это произведение - новеллу "Музыка, звучащая в крови", опубликованную в журнале "Изобретатель и рационализатор", на протяжении восьмидесятых проявлявшем к фантастике самый живой интерес. Если не ошибаюсь, это было первое киберпанковское по духу произведение, появившееся в отечественной официальной печати, - и, заметим, произведение далеко не самое худшее.

Пусть ведущие идеологи киберпанка по сей день высказывают сомнения в принадлежности этой вещи к созданному ими направлению, но мы-то с вами знаем, что если птица выглядит как утка, ходит как утка и мясо у нее на вкус вылитая утятина, - то это утка и есть. Какие бы манифесты на эту тему она сама ни сочиняла... Даже сегодня "Музыка...", история, начинающаяся с экскурса в медико-информационные технологии ближайшего будущего, а заканчивающаяся фактической гибелью человечества, выглядит достаточно оригинально. А уж тогда, в конце восьмидесятых!..

Пусть ведущие идеологи киберпанка по сей день высказывают сомнения в принадлежности этой вещи к созданному ими направлению, но мы-то с вами знаем, что если птица выглядит как утка, ходит как утка и мясо у нее на вкус вылитая утятина, - то это утка и есть. Какие бы манифесты на эту тему она сама ни сочиняла... Даже сегодня "Музыка...", история, начинающаяся с экскурса в медико-информационные технологии ближайшего будущего, а заканчивающаяся фактической гибелью человечества, выглядит достаточно оригинально. А уж тогда, в конце восьмидесятых!..

Эх, ностальгия-ностальгия! Как же часто ты подводишь нас, лживая тварь...

Я ожидал встречи с глубоким аналитиком и тонким психологом - а вместо этого столкнулся нос к носу с реликтом "твердой НФ", не заботящимся о поиске более-менее оригинального и осмысленного сюжета, с одним из тех, благодаря кому по сей день процветает и благоденствует серийная фэнтези - ибо от их выкладок и теорий, лишь наскоро обряженных в одежды беллетристики, хочется бежать в самый нелепый, самый нелогичный фэнтезийный мир. Возможно, в середине пятидесятых некоторые рассказы из этой книги и могли бы вызвать восторг у увлеченного физикой школьника, но чтобы после всех экспериментов "новой волны", после потерь и обретений семидесятых, рядом с активно работающими киберпанками и гуманистами заниматься настолько откровенной популяризацией "чудес науки", надо быть очень уж особенным писателем...

Взять хотя бы "Чуму Шредингера", рассказ, полностью посвященные разбору парадокса с одноименной кошкой. В этой новелле писательское воображение достигло поразительных высот: автор поставил в зависимость от субатомных процессов судьбу не одного живого существа, но всего человечества! Это чем-то напоминает футурологическую литературу прошлого века, в которой в сверхдальнее путешествие пассажиры отправлялись на ог-громадном дирижабле с кортами, бассейнами, саунами и барами на орту. Тот же самый гигантизм - и ни капли фантазии... Или, скажем, "Касательные", новелла, сделавшая автору "золотой дубль" (то есть завоевавшая и "Хьюго" и "Небюллу") в 1986-1987 годах. Странные люди - жители Североамериканских Соединенных Штатов, если свои высшие награды они готовы давать за очередную торопливо пересказанную историю об обитателях пятимерной вселенной, вступающих в контакт с землянами. Или, может быть, у поллиткорректных штатовцев такой восторг вызвало то, что один из главных героев этой истории - гомосексуалист? Не маловато ли для столь высокой оценки художественного произведения?

Впрочем, для того, чтобы составить впечатление о сборнике в целом, вовсе не обязательно забираться в середину книги и шутдировать это произведение. Достаточно вчитаться в один из первых абзацев упоминавшейся мной "Музыки, звучащей в крови", которую очередной раз переизданной в этом томе: "В ряду огромного числа живых существ на Земле от мельчайших микробов до таких крупных созданий, как люди, существует определенное равновесие - примерно так же, как масса собранных вместе ветвей высокого дерева равна массе сучьев, расположенных внизу, а масса дерева равна массе ствола."

Впечатляюще, не правда ли? Масса дерева равна массе ствола. Все остальное - сучья и листья, цветы и плоды - побоку (равно как и элементарную житейскую логику). Естественно, переводчик Александр Корженевский тут ни при чем, достаточно сравнить этот абзац со строчками из того же рассказа в том же переводе, опубликованными восемь лет назад: "В ряду огромного числа живых существ на Земле от мельчайших микробов до таких крупных созданий, как люди, существует определенное равновесие - примерно так же, как масса собранных вместе ветвей высокого дерева равна массе сучьев, расположенных внизу, а масса всей кроны равна массе ствола." (Грег Бир, "Музыка, звучащая в крови", сб. "Обратная связь", 1990)

Конечно, несмотря на все редакторские причуды и авторские ляпы, сборник оказался не лишен некоторых приятных сторон. Например, я бы посоветовал обратить внимание на рассказ "Сестры", посвященный этичности генетического улучшения человеческой породы. Может быть, каких-то глубин эта новелла и не таит, но психологические коллизии обычного человека в обществе "усовершенствованных", как мне кажется, сами по себе заслуживают внимания. Но в целом, в целом...

Не могу сдержаться и не повторить это еще раз: до чего же это обидно, когда радужные надежды в очередной раз лопаются у тебя на глазах словно мыльный пузырь!..

Василий Владимирский

Рецензия