Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Лабиринт для троглодитов   155 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Ларионова Ольга Николаевна
Соната моря

Ларионова Ольга Николаевна
Клетчатый тапир

Ларионова Ольга Николаевна
Лабиринт для троглодитов

Справка

Лабиринт для троглодитов:/ Ред.- Давтян О., Чугорина М./ Худ.- Ли К.. -Л.: Детская литература (Л.), 1991.- ( без серии).- 287c.- Тираж 100000.- ISBN 5-08-000016-3.

Аннотация

Фантастическая трилогия известной ленинградской писательницы о проблемах контакта с внеземными цивилизациями.

  

 
Классификация ПсихологическаяПриключенческаяРомантическаяФутуристическая
  
Обзор

Ольге Ларионовой не очень повезло как писателю. Едва выпустив первый свой роман "Леопард с вершины Килиманджаро" (оставшийся, наряду с произведениями Стругацких, в ряду лучших фантастических произведений шестидесятых) и сборник рассказов, она оказалась ни с того ни с сего прочно и надолго "забыта" издателями. Да, это забвение не было абсолютным. Да, новые повести и рассказы Ларионовой продолжали время от времени появляться в журналах и антологиях, неизменно радуя знатоков и любителей фантастики своей психологичностью и глубиной. Но публикация в периодике всегда была обречена на скорое забвение. По сути, талантливому, интересному и самобытному писателю оказалось официально отказано в праве повторить свой первый успех...

Впрочем, сама Ольга Николаевна не считает это нарочитое невнимание со стороны официальной издательской системы своей неудачей. Напротив, создательница "Леопарда...", "Чакры кентавра", "Чурленисовского цикла" и других произведений, успевших стать настоящей классикой фантастики, утверждает, что это пренебрежение дало возможность даже в самые душные застойные годы говорить о проблемах, которые не решались затрагивать многие другие, куда более обласканные издателями авторы. Например, любовь. Не то, чтобы нашим фантастам запрещалось писать о ней вовсе. Ничего подобного. Вопросы, связанные с подобными "тонкими" материями всего лишь не рекомендовалось затрагивать. "Есть мнение" - и точка. Так вот, на Ольгу Ларионову (а также Булычева, Колупаева и еще двух-трех авторов) это "мнение" влияло крайне слабо.

С этой точки зрения роман "Лабиринт для троглодитов", типичное произведение о любви, оказалось довольно неожиданным для советской фантастики. Сюжет книги достаточно прост: в то время, как солидные светила земной науки самоуглубленно ищут ключ к загадке гибели инопланетной цивилизации, главная героиня, юная девушка, пытается всего-навсего разобраться в собственных чувствах. Только вот ответы на все вопросы первой находит почему-то именно эта юная практикантка, а не "светила" с мировыми именами. Не потому ли, что ответы эти лежат в сфере, которую академические мужи и их мускулистые спутницы, столь распространенные в "молодогвардейской" НФ семидесятых, интуитивно обходят стороной?..

В этом романе Ольге Ларионовой удалось, на мой взгляд, найти редкое и удачное сочетание романтики пограничья, дальних странствий и неведомых островов с чисто женским взглядом на мир, когда первостепенное значение для автора и героя имеет не сам событийный ряд, а то, как происходящее повлияет на взаимоотношения между людьми. Конечно, этот подход может не нравиться тем из читателей-мужчин, которые мало интересуются чувствами представительниц противоположного пола - и, добавлю, самими этими представительницами как таковыми. Но скажите, положив руку на сердце: разве не интересно узнать, каким видят мир вообще и нас, мужчин, в частности эти странные и непостижимые существа - женщины? Взглянуть на картину, показанную без фальши и банальностей, дешевого сентиментализма и откровенного кокетства - всего того, что столь характерно для дешевых "дамских романов"? В данном случае Ольге Николаевне, на мой взгляд, как раз и удалось создать нечто подобное.

...В заключение напомню, что именно за первую часть романа "Лабиринт для троглодитов", повесть "Соната моря" Ольга Ларионова была удостоена в 1987 году популярной и наиболее престижной по тем временам премией в области фантастики - знаменитой свердловской "Аэлиты". И пусть премия была вручена автору не за самое лучшее произведение, мне эта награда представляется более чем заслуженной.

Василий Владимирский