До самого недавнего времени Андрей Легостаев был знаком отечественному читателю в основном по роману "Наследник Алвисида, или Любовь опаснее меча" и его продолжениям - авантюрно-приключенческой эпопее, основанной на легендах о Короле Артуре. В новой своей книге автор остался верен сложившейся традиции: роман "Замок Пятнистой Розы", как и предыдущие произведения Легостаева, представляет собой полновесный авантюрно-приключенческий роман в жанре фэнтези.
В отличие от дебютной книги, посвященной преимущественно разнообразным аспектам взаимоотношений полов, этот новый текст можно отнести скорее к области фантастического детектива. До логического завершения в "Замке..." доведена всего лишь одна любовная линия - тогда как "Наследник..." был ими буквально пронизан. Но на сей раз Легостаева, похоже, сильнее волнуют иные вопросы. Сюжет достаточно традиционен: богатый и преуспевающий аристократ, занимающий достаточно высокое положение в обществе, имеющий любимую красавицу-жену и дом "полную чашу", неожиданно оказывается на положении изгоя: на него падает подозрение в убийстве монаха... Кто-то чрезвычайно умело "подставляет" молодого дворянина, последовательно отрезая все пути к спасению, пресекая любую его попытку оправдаться. Даже личный визит к главному местному божеству не приносит желаемых результатов. И только старый боевой товарищ, неожиданно всплывший из небытия, продолжает отстаивать доброе имя...
Естественно, ситуация эта прекрасно знакома нам по многочисленным кинобоевикам и "крутым" детективам, как переводным, так и отечественным. С неменьшим успехом, чем на фантастическом Аддакае, подобные события могли разворачиваться в современной Оклахоме или где-нибудь в Подмосковье, и в этом плане обращение Андрея Легостаева именно к фэнтези кажется не вполне оправданным. Тем не менее, на мой взгляд, любители авантюрно-приключенческой фантастики не будут разочарованы. Динамичный сюжет, запутанная интрига, и, разумеется, вечный вопрос детективной литературы "кто виноват?", не дающий ослабеть читательскому вниманию, - со всем этим у Легостаева полный порядок. Можно, конечно, предъявить претензии к некоторым излишне перегруженным, тяжеловесным стилистическим конструкциям - но, с другой стороны, есть в этом и свой шарм. Скажем, Андрей Лазарчук в своих книгах тоже частенько обращается к схожему приему, в результате чего на странице книги помещается одно-два предложения. Но от этого его тексты не становятся хуже, скорее наоборот. При умелом использовании подобная стилистическая манера не мешает чтению, а лишь придает новое, дополнительное измерение авторскому тексту.
...О вкусах, понятное дело, не спорят. И все же рискну заметить, что мне эта книга показалась значительно более симпатичной и увлекательной, чем предыдущие литературные эксперименты Легостаева. Может быть потому, что автор успел серьезно набить руку за годы, прошедшие с момента появления в свет "Наследника Алвисида". Или, возможно, просто от того, что некоторые соображения, высказанные на страницах "Замка Пятнистой Розы", весьма близки мне самому. Например, суждение о Героях - Героях с большой буквы, всех этих могучих и бескомпромиссных борцах со злом, непобедимых и легендарных, уверенно шествующих из ниоткуда в никуда, - как о существах достаточно скучных и в обыденной жизни малопривлекательных.
Мысль, возможно, спорная, но по меньшей мере заслуживающая благосклонного внимания читателя...
Василий Владимирский