Первое, что приходит в голову при взгляде на обложки выстроенных в один ряд книг из серии "Сага о бессмертных героях" - созвучное: "Сага о несметных героях". Ведь навязли на зубах эти вездесущие и непобедимые, постоянно ввязывающиеся в неприятности на пустом месте и с неизменным блеском из них выбирающиеся! На деле, конечно, их не так уж и много - всех тех, чьим подвигам посвящены произведения опубликованных в этой серии авторов. Конан, Конан, еще раз Конан... Мускулистый киммериец с тяжеленным двуручным ковыряльником - во всех видах. И вдруг, неожиданно - какой-то там Кейн. Как говорил Глеб Жеглов: "Кто такой, почему не знаю?"
Карл Эдвард Вагнер (1945-1994), писатель, профессиональный психиатр, основатель издательства "Carcosa Press", не слишком широко известен в нашей стране. А жаль. Ведь именно он считается одним из тех, кто возродил на западе в начале семидесятых интерес к жанру "героической фэнтези" вообще и к творчеству Роберта Говарда в частности. Приложив, правда, к этому руку в первую очередь как редактор и издатель. Но, судя по произведениям, вошедшим в первую книгу Карла Вагнера, опубликованную на русском языке, его можно назвать еще и одним из самых глубоких и интересных писателей среди продолжателей и последователей Роберта Э. Говарда. На мой взгляд, порой вагнеровские произведения слишком сложны и психологичны, чтобы числить их по ведомству одной лишь "героической фэнтези", откровенно тяготеющей к сюжетным штампам и избитым ходам.
Кейн, главный герой рассказов и повестей, составивших костяк сборника "Ветер ночи" - личность странная и парадоксальная. Кто он - рыцарь Света или прислужник Мрака? Трудно сказать. Двоичная категоризация, главный бич жанра фэнтези, в этих произведениях практически отсутствует. О Кейне рассказывают жуткие истории, ему приписывают неслыханные злодеяния, официально объявляют "нечистой силой" - но при этом на страницах книги он не совершает ни одного подлого, бесчестного, грязного поступка. Рискуя жизнью, Кейн несет золото гонимым монахам-раскольникам, впавшим в грех дуализма (он же гностицизм), спасает детей и женщин, квалифицированно ведет философские беседы с поэтами и богословами, демонстрируя терпимость и понимание, какими могут похвастаться не многие из его собеседников. Даже тогда, когда поступки Кейна на первый взгляд кажутся безусловно лежащими за чертой зла, не стоит торопиться с выводами. Разграбить придорожный трактир, перебить слуг и хозяев, придать огню здание - зло это или добро? А если этот трактир процветал лишь благодаря убийствам постояльцев, если слуги десятилетиями промышляли тем, что перерезали горло спящим, а хозяева предавались пороку на золото, добытое разбоем? То-то и оно... Своей непредсказуемостью Кейн похож на небезызвестного Геральта, ведьмака из одноименного цикла. Но, в отличие от героя Анджей Сапковского, он не декларирует открыто свою цель и не демонстрирует прилюдно все свои комплексы. А комплексов Кейн, ясное дело, отнюдь не лишен - недаром автор в прошлом практикующий врач-психиатр! Цельный, яркий, ЖИВОЙ персонаж, столь выгодно смотрящийся на фоне большинства иных бессмертных героев.
Увы, эта славная, неожиданно талантливая и интересная книга для многих может остаться незамеченной - благодаря одному тому, что появилась в изначально скомпрометировавшей себя серии, посвященной главным образом злоключениям пресловутого здоровяка-киммерийца. Печальная судьба... Тем более что Карл Вагнер заслуживает куда большего, на мой взгляд.
Впрочем, будем надеяться, что эта встреча с создателем цикла о Кейне и многих других нестандартных текстов для нас - далеко не последняя. Тем более что достойных произведений у этого автора, насколько я знаю, хватает.
Василий Владимирский