Спасение Вселенной от сил, враждебных всему живому, противостояние Великому Черному, яростные споры вокруг лучшего пути развития для всего человечества... Глобальные вопросы, от решения которых зависят судьбы государств и народов...
В романе канадца Чарлза Де Линта, интереснейшего, но, увы, малоизвестного в России автора, такие вопросы не поднимаются принципиально. Мы как-то уже успели привыкнуть, что проблемы, встающие перед героями фэнтези имеют, как правило, глобальный, всеобщий характер. Бросить Кольцо в Ородруин или уступить Врагу, распять ведьму во имя сохранения стабильности или пощадить ради великой любви... "Раньше думали, что для больших событий нужны большие усилия. А оказывается, достаточно бывает одного щелчка, чтобы по граням мироздания пошли трещины..." -- пишет в повести "Крик петуха" Владислав Крапивин. Точнее не скажешь. Так уж традиционно сложилось, что разрешение даже самых банальных личных проблем в романе-фэнтези заставляет содрогаться в болезненном спазме всю вселенную.
Впрочем, роман Чарлза Де Линта "Страна сновидений" не слишком похож на произведения большинства его коллег. Главные героини книги, двоюродные сестры Нина и Эшли, живущие в небольшом сонном городке, полностью поглощены своими личными проблемами, не имеющими к судьбам всего прогрессивного человечества непосредственного отношения. Дело в том, что обеим девушкам кажется, что они сходят с ума. Разумная и энергичная Нина, не слишком глубокая, но при этом воплощающая собой любовь к жизни, просыпается по ночам в холодном поту от того, что оказывается в телах разных животных, - волка, кролика, кошки - и гибнет, гибнет, гибнет раз за разом, не сумев приспособиться к непривычной обстановке. Эшли, гораздо более внимательную к проявлениям жизни, заботит проблема посложнее: девушку, несколько лет назад лишившуюся любимой матери, душит ненависть ко всему окружающему, и ее неуправляемая ярость то и дело находит выход в немотивированных вспышках. Самое жуткое заключается в том, что сама она прекрасно понимает противоестественность такого положения дел и осознает свою ненормальность, но ничего не может с собой поделать. Единственный способ борьбы с этим, который подсказывает подруга Эшли, чернокожая бродячая гадальщица по имени Кассандра - попробовать переплавить свою ненависть во что-то созидательное. Например, помочь своей не слишком любимой двоюродной сестре, которой угрожает нешуточная опасность...
С первых страниц книги становится видно, что перед нами - современная "городская сказка": добрая, романтичная, немного наивная, но становящаяся от этого лишь еще более привлекательной. "Магический реализм" в своей канадской вариации. Мир городских трущоб со всеми его чудаками и маргиналами плавно перетекает здесь в лесистую страну духов, где бок о бок уживаются сверхъестественные существа из валийского эпоса и легенд североамериканских индейцев, бродяга-индеец со смеющимися глазами, смахивающий на панка, запросто превращается в могущественного шамана, а потрепанные карты Таро, раскинутые в солнечный день в городском парке, безошибочно предсказывают будущее. Обыденное и волшебное пересекаются на каждом шагу, и кто скажет с уверенностью, где заканчивается мир чудесного и начинается мир обыденного? Тем более, что оба они существуют по одному и тому же закону, и никому, даже самым могущественным из стихийных духов не дано преступить его рамки. Так, Эшли, беспомощная в мире духов, но готовая принести себя в жертву ради спасения двоюродной сестры, оказывается сильнее, чем некогда могущественный дух земли, Я-вау-це, пытающийся продлить свою жизнь за счет жизней других.
Конечно, для читателя, привыкшего к глобальности поднимаемых авторами проблем, этот роман может показаться слишком камерным, слишком линейным и простым по сюжету. Действительно, автор по сути не открывает нам ничего нового: все мы прекрасно знаем - теоретически, по крайней мере: самопожертвование ради спасения ближнего дело безусловно благородное и заслуживающее всяческого одобрения. Но честное слово, мало от какой другой книги исходит такое ощущение душевной теплоты и авторской любви к героям и читателям, как от "Страны сновидений". Ох, недаром среди наиболее симпатичных действующих лиц романа выведены старые хиппи, по сей день искренни верящие в человечные лозунги "детей цветов"...
Умная и добрая книга - можно ли найти лучшее средство от разного рода меланхолий, депрессий и иных душевных недугов?..
Василий Владимирский