"Киберпанки на Волге" - первый в России сборник, полностью посвященный творчеству авторов этого направления. Отдельные публикации - "Музыка, звучащая в крови" Грега Бира, "Рой" Брюса Стерлинга, - появлялись в отечественной периодике и раньше. Но первым, кто смог реализовать полновесный книжный проект, посвященный киберпанку, стал советский "фэн номер один" Борис Александрович Завгородний, выступивший тут еще и в качестве составителя. Кстати, именно он же в свое время переслал Андрею Черткову и знаменитую статью Майкла Суэнвика "Инструкция к постмодернистам", ставшую этапной для всего движения киберпанков на западе, и отправной точкой для их продвижения на российский рынок.
Сегодня, когда основные произведения "живых классиков" кибрепанка переведены и опубликованы в нашей стране, эта небольшая книга в мягкой обложке, выпущенная тиражом в три тысячи экземпляров, на мой взгляд, продолжает производить сильное впечатление. Хотя бы тем, что показывает: классический, хорошо известный нам мир киберпанка - мир высоких технологий и враждующих транснациональных корпораций, киберспейса и геодезических куполов, - не единственная вселенная, обжитая авторами этого направления. В их творчестве есть место и парадоксальным притчам-фэнтези, и полным ностальгической тоски по шестидесятым новеллам, и просто лирическим зарисовкам. Да что там говорить, если сам Брюс Стерлинг, отец-основатель и главный пропагандист киберпанка, предстает перед нами в этом сборнике как автор рассказов "Ужин в Одогасте" и "Маленький волшебный магазинчик", произведений, полностью соответствующих канонам так называемого "магического реализма"!
Второй автор сборника, киберпанк нового поколения Пол Ди Филиппо скорее тяготеет к манере, свойственной писателям "Новой волны", этим прекраснодушным идеалистам, верившим, что любовь способна изменить мир - и в какой-то степени сумевшим передать свою веру нам, людям восьмидесятых-девяностых. Любовь соединяет миры и людей, ненависть же разъедает подобно кислоте. Ничего нового в этом нет, и, естественно, Ди Филиппо - далеко не первый из тех, кто пытался донести до читателей эту очевидную мысль. Но далеко не все попытки оказались одинаково удачными. Наверное, для того, чтобы найти правильные слова для передачи этой мысли, надо обладать каким-то особенным талантом, некой харизмой, что ли... Тем, чем сполна владеет Пол Ди Филиппо. По крайней мере, читая рассказы "Сверхновая Гарлема", "Ты веришь в магию?..", "Вор в Вавилоне" мне ужасно хотелось чтобы в конечном счете истина оказалась на стороне писателя.
Надеюсь, так оно и будет в конце концов.
Василий Владимирский