"Цех фантастов-1990" - еще один сборник, наглядно демонстрирующий отечественному читателю блеск и нищету небезызвестного Малеевско-Дубултовского семинара молодых фантастов и приключенцев.
Владимир Покровский, Любовь и Евгений Лукины, Андрей Измайлов, Эдуард Геворкян, Святослав Логинов, Вячеслав Рыбаков - эти имена известны сегодня, наверное, каждому читателю фантастики. О том же, кто такой Сергей Чуров или Андрей Анисимов вспомнит, пожалуй, лишь завзятый библиограф. И, в общем-то, поделом. Рядом с "Давними потерями" Рыбакова или "Авторским отступлением" Лукиных теряются и куда более талантливые вещи, чем что-нибудь типа "Тетради Степана Голдобина" Андрея Анисимова. Тот же "Черный стерх" Геворкяна, вещь по-своему сложная, весьма интересная и неординарная - и та отступает в тень.
И тем не менее, мне не кажется, что все эти авторы "второго ряда" занимали свое место напрасно. В отличие от других сборников семинаристов (тех же "Парикмахерских ребят") в этой книге нет откровенного гумуса.
Составитель Всеволод Ревич, подошел к отбору произведений гораздо ответственнее, чем несколькими годами позже его коллега Антон Молчанов.
Но дело не только в этом. Просто-напросто для того, чтобы существовала настоящая литература, неизбежно должен существовать определенный питательный слой. Который и создается вещами слабыми, сырыми и излишне поспешными.
В последние годы многие авторы говорили о чем-то похожем с самых разных трибун. Поминая к месту и не к месту закон Старджона и колотя себя кулаками в грудь. Но уникальность Малеевского семинара заключалась, пожалуй, именно в том, что авторы, привозившие туда свои рукописи, пытались работать именно на создание настоящей литературы. Каков бы ни был уровень таланта. Конечно, получалось достаточно удачно далеко не у всех... Но так ли много в нашей стране писателей, способных держаться голова в голову с теми же Лукиными или с Вячеславом Рыбаковым?
При чтении же современной фантастики частенько создается впечатление, что авторы сознательно творят нечто неудобочитаемое. Мечтая, само собой, о том времени, когда на грядке, любовно удобренной плодами их трудов, взрастет очередной Большой Талант. Только пока его что-то не видать...
Может быть, стоило просто серьезнее отнестись к опыту Малеевского семинара, где даже самые безнадежные авторы всей душой стремились удержаться на равных с несомненными лидерами?
Василий Владимирский