"Сборник научной фантастики" № 35, выпущенный издательством "Знание" в 1991 году миллионным (!) тиражом можно смело назвать этапным для целого поколения, более того - для целого направления в отечественной фантастике. Один список авторов, чьи произведения вошли в эту книгу, некогда способен был вызвать у профессиональных любителей фантастики рефлекторное слюноотделение. Покровский, Саломатов, Лукины, Геворкян, Пелевин, Гопман - золотая гвардия Малеевки, сплошь блестящие, многообещающие, виртуозно владеющие словом и готовые наглядно продемонстрировать свое умение... Ах, 1991 год - год надежд и грандиозных планов, которым не суждено было сбыться! Сегодня грустно сознавать, что из всех этих авторов в условиях "свободного" рынка только двое (трое?) сумели достойно реализовать себя в литературе. С более-менее приличной регулярностью книги выходят только у Виктора Пелевина и Евгения Лукина. У Владимира Покровского и Эдуарда Геворкяна на сегодняшний день вышло лишь по одному солидному авторскому тому, Андрей Саломатов завис где-то между "большой" и детской литературой, талантливый публицист и литературовед Владимир Гопман с головой ушел в академическую науку...
А тогда, в начале девяностых, казалось, что эта книга не столько подводит черту под эпохой, сколько открывает новую, чистую страницу истории, дающую массу возможностей, по крайней мере - для писателей по-настоящему талантливых, таких, как большинство авторов этого сборника. Наверное, так бы оно и было, но... Рушится Союз, не успев отметить десятилетний юбилей, прекращает свое существование Малеевско-Дубултовский семинар молодых писателей-фантастов и приключенцев, постепенно перестают выходить сборники отечественных авторов, падают писательские гонорары. Сварганить средненький роман становится не только легче, но едва ли не престижнее, чем одну блестящую новеллу... Чуть позже гибнет и единственный журнал отечественной фантастики - минский "Фантакрим-MEGA", и перед писателем-рассказчиком закрывается последняя дверь. Часть авторов "четвертой" и "пятой" волны продолжают активно работать, появляются отдельные новые имена, но полноценной смены, очередной "волны" уже нет, и быть не может. В стране не существует ни журнала, ни семинара, где начинающий автор мог бы опробовать свои силы, выслушать мнение коллег, в конце концов - просто пообщаться с другими такими же одержимыми, как он сам. Постепенно отечественная фантастика лишается будущего...
И особенно обидно сознавать неизбежность этого процесса держа в руках 35-й "знаньевский" альманах фантастики, сборник, вышедший в год, когда казалось, что все лишь начинается...
Василий Владимирский