|
Снежный август
|
125 из 209 |
|
|
| |
|
|
|
| |
|
Трудно поверить, что прошло уже почти пятнадцать лет. Всего пятнадцать... С тех пор, когда так называемый "молодой" писатель-фантаст не мог и помыслить об отдельной авторской книге, тем более о романе, а для того, чтобы пробить пестуемую десятилетиями подборку рассказов, должен был идти на немыслимые ухищрения. Появилось, скажем, у небольшого периферийного издательства города Новосибирска неожиданная блажь выпустить сборник молодых писателей. И все на первый взгляд складывается удачно: и составителем сборника назначен человек знающий и компетентный, и цензура смотрит сквозь пальцы, и рукописей, само собой, хватает... Только вот есть одно "но": все авторы должны быть так или иначе связаны с Сибирью. И как по мановению волшебной палочки превращаются в чуть ли не коренных сибиряков киевлянин Борис Штерн и южный человек Алан Кубатиев, имевший счастье несколько лет проработать в Новосибирском университете, а их рассказы - весьма и весьма достойные - занимают свое место в сборнике... И хотя старые фэны по сей день плюются при упоминании этого термина, но рассказы "Чья планета?" и "Горыныч", "Книгопродавец" и "Штрудель по-венски", ставшие этапными для всего поколения выпускников Малеевки и Дубултов, участников многочисленных и разнообразных семинаров увидели свет, получается, исключительно благодаря стремлению руководства Западно-Сибирского книжного издательства внести свою лепту в формирование мифа о "сибирской волне". Именно малая форма, самая сложная и интересная в литературе, во многом определила творческое лицо "четвертого поколения". Именно тут оттачивался стиль, формировалась точность и ясность формулировок, искалось то меткое и выразительное слово (для каждого автора - свое), рядом с которым нынешние пышные многословные романы выглядят пустыми и вымученными. Искусство вкладывать максимум смысла в минимум текста сегодня не в чести, увы. Зато нынешним талантливым "молодым" не приходится годами скитаться по издательствам - у них появилась возможность дебютировать сразу в "крупной форме", самой прибыльной и наиболее приемлемой для издателя. Правда, за последние год-полтора в отечественной фантастике не появилось ни одного автора калибра Алана Кубатиева или хотя бы Александра Бачило (я уж не говорю о Борисе Штерне, чей талант на мой взгляд и вовсе уникален), но что поделаешь - за все приходится платить...
Василий Владимирский
|
|