Внутри каждого из нас сидит зверь. Истина достаточно банальная и, как многие
банальные истины, абсолютно неоспоримая. В литературе (и не только)
существует целый ряд проверенных временем способов обуздать этого зверя:
кнут и пряник, углубленные медитации и внедрение в сознание некой
сверхценной идеи. В новом романе рижского писателя Сергея Иванова "Мертвый
разлив" придирчиво рассматриваются плюсы и минусы, содержащиеся в каждом из
этих способов. Сюжет романа достаточно прост. В некой отгородившейся от
внешнего мира Губернии все сильнее и сильнее начинают проявляться черты
Огранды - полного пассионарной энергии мира, подробно описанного в трилогии
Иванова "Погружение в Огранду". В центре Губернии возникает Крепость -
замкнутый социум, в котором "звери" в сознании граждан искусственным образом
объединяется в единое стадо, готовое повиноваться любому окрику хозяина.
Одновременно на периферии, которую Крепость не в состоянии охватить по
техническим причинам, формируются вольные "стаи" из
хищников-индивидуалистов, которых только нужда и враждебное окружение
заставляет объединятся с себе подобными. Главный герой романа самим фактом
своего существования пассивно противостоит обеим этим тенденциям. Его путь - не в высвобождении зверя и не в подчинении его некому внешнему
авторитету. Попросту говоря, человеческое в нем оказывается сильнее
животного, он поглотил своего зверя, сохранив и усилив те его черты, которые
способствуют выживанию и при этом не приходят в противоречие с человеческой
природой - по сути, перейдя таким образом на новый уровень существования. К
сожалению - а может, наоборот, к счастью - автор не дает ясного ответа на
вопрос, каким образом и благодаря каким выдающимся способностям его герою
удалось совершить столь резкий скачок в эволюции духа.
Пожалуй, из всех произведений Сергея Иванова об Огранде - за исключением,
конечно, классической повести "Пока стоит лес" - именно эту книгу можно
назвать наиболее глубокой и тонкой. Место описания обильного,
малопривлекательного и нестандартного секса (вплоть до "постельной сцены"
внутри доспеха во время сражения с превосходящими силами противника) заняла
столь же навязчивая, но куда менее раздражающая пропаганда "здорового образа
жизни" и культуризма, благодаря чему герои как-то сразу утратили
значительную долю сходства с похотливым и драчливым Ричардом Блейдом (еще бы - какие размышления, когда столько сил уходит на противников и женщин!).
Внимание, которое автор уделяет анализу процессов, протекающих в
маргинальном социуме, заставляет вспомнить наиболее удачные эксперименты в
области социального моделирования, предпринимавшиеся в отечественной
фантастике.
Но и определенных недостатков, характерных для современной
приключенческой прозы, роман, увы, тоже не избежал. Начнем с того, что
"Мертвый разлив", как легко можно понять дочитав роман до конца, является
только первой частью, началом очередного сериала. Впрочем, тут автора
винить совершенно не в чем. А вот за то, что
герои "Мертвого разлива" в половине случаев разговаривают друг с
другом словно на научной конференции, излагая тезисы и ведя дискуссии вместо
того, чтобы попросту доказывать и спорить, вина, как мне кажется, целиком и
полностью ложиться на плечи Сергея Иванова. Так же, как и за то, что на
каждой странице книги, то в авторской речи, то в речи самых различных
персонажей то и дело проскакивает паразитическое "что ли": "Что ли, пошли?".
Не знаю кому как, но мне это попросту режет глаз.
Тем не менее, несмотря на
перечисленные недостатки, необходимо констатировать: в цикле Сергея Иванова
про Огранду наконец-то появилась книга, способная взять за живое, книга,
продолжения которой я действительно буду ждать.
Может быть, когда-нибудь даже и дождусь...
Василий Владимирский