Торнтон Уайлдер, один из наиболее интересных американских прозаиков двадцатого века, никогда не получал Нобелевской премии, как Фолкнер, и не становился "культовым" писателем для целого поколения, как Ремарк, хотя влияние его творчества на американскую литературу двадцатых-тридцатых годов было достаточно заметно. И даже на русском языке его книги выходили всего дважды, и оба раза - в серии "Мастера современной прозы", рядом со сборниками перуанских и сербохорватских "прогрессивных" писателей. И однако же я возьму на себя смелость причислить произведения Уайлдера, а в особенности повесть "Мост короля Людовика Святого", к золотому фонду не только англоязычной, но и мировой литературы. Именно об этой повести Михаил Веллер в свое время сказал: "Ее должен был написать я". Причудливая и глубокая притча о Провидении и человеческой судьбе, о том, что много лет спустя С.Витицкий назовет "Предназначением", сочетает в себе реализм описаний и тонкость психологических портретов с фантастичностью каркаса, проглядывающего под тонкой пленкой доступной нашему восприятию реальности.
Естественно, любителям стандартной НФ и фэнтези не удастся отыскать в этом тексте черты любимого жанра. У фантастического реализма другие правила, иные движущие силы. Мост Людовика Святого, по которому движутся пятеро совершенно разных, непохожих друг на друга людей, рушится под их ногами совершенно без участия маленьких зеленых человечков или могучих магов & чародеев. Но тот, кого в любой драме привлекает прежде всего человеческое содержание, а не внешняя канва, не останется разочарован этой повестью. Как не обманет его надежд и роман "День Восьмой", заметно более сухой по стилю, но поднимающий не менее глобальные и сложные проблемы. К сожалению, отыскать книги Торнтона Уайлдера даже в букинистических магазинах сегодня - задача не из легких. Но поверьте, они того стоят. Василий Владимирский